06:00, 16 января 2002 года

Несправедливая зарплата

Поскольку государственное регулирование заработной платы в реальном секторе экономики носит только ограничительный характер, то у предприятий появилось больше возможностей обеспечить своим работникам достойную заработную плату путем повышения технико-экономических показателей. При этом очень важно найти баланс интересов собственников и работников. Следовательно, проблему повышения уровня оплаты труда можно решить лишь путем переговоров заинтересованных сторон, т. е. через коллективные договоры и соглашения. Наиболее эффективными механизмами при этом должны стать краевое, отраслевые тарифные и территориальные соглашения.

Как показывает уже имеющаяся практика, тарифное регулирование позволяет исключить необоснованную дифференциацию в уровнях оплаты труда между различными категориями работающих, обеспечить единые подходы к индексации заработной платы и повысить ее стимулирующую функцию.

Например, в соответствии с основными обязательствами отраслевого тарифного соглашения на всех предприятиях дорожного хозяйства края применяется 18- разрядная отраслевая тарифная сетка по оплате труда. В результате разрыв между средней заработной платой крайних категорий работников не превышает 5 раз, что считается научно обоснованным соотношением.

К сожалению, предоставленное предприятиям право самостоятельно (без вмешательства государства) устанавливать размеры заработной платы во многих случаях привело к тому, что ее зачастую необоснованно завышают или занижают.

Например, в 54 организациях из 172, обследованных минтрудом края и управлениями труда и социальной защиты населения городов и районов, минимальный размер оплаты труда был ниже размера, установленного федеральным законом. Такая ситуация характерна в основном для сельхозпредприятий. Средний заработок работников в организациях, не соблюдающих установленный минимальный размер оплаты труда, едва достигает 300 рублей. В 42 организациях, в т. ч. 34 сельскохозяйственных, где не выполняется Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", наблюдается значительная задолженность: в среднем на одного работника приходится 1,8 тыс. руб. или более трех месячных фондов оплаты труда. В большинстве из них нарушаются требования законодательства в части установления размера доплат за работу в ночное время, оплаты за работу в сверхурочное время, праздничные и выходные дни. Такие нарушения были выявлены в Новоалександровском СПА колхозе им. Ворошилова, Курском СХА (колхозе) "Эдиссейский", Новоалександровском АООТ "АК-1717", Петровском СПКК "Родина", Петровском СПКК "Заветы Ленина" и некоторых других.

Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края был разработан проект рекомендаций по тарифному регулированию оплаты труда на всех уровнях социального партнерства. Учитывая, что работник, состоящий в трудовых отношениях с предприятием, находится в определенной экономической зависимости от руководителя, в проекте рекомендаций по тарифному регулированию оплаты труда были предусмотрены предложения, направленные в первую очередь на повышение трудовых прав и социальных гарантий работников, а также на выравнивание уровня оплаты труда рабочих и специалистов профессий (специальностей), обеспечение взаимосвязи условий, принципов, норм оплаты труда, устанавливаемых в краевом, территориальных, отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах.

Эти предложения обсуждались краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, но пока так и не нашли поддержки со стороны профсоюзных органов.

Но все-таки отдельные согласованные решения удалось внести во взаимные обязательства Соглашения между правительством Ставропольского края, краевыми объединениями организаций профсоюзов и работодателей на 2001-2003 годы. Так, в нем предусмотрен пункт, обязывающий руководителей организаций реального сектора экономики, где средняя заработная плата ниже величины прожиточного минимума в крае, разрабатывать совместно с профсоюзами программы ее поэтапного увеличения. Для осуществления принципа оплаты по количеству и качеству труда, оптимальной межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации оплаты труда включены пункты, обеспечивающие удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников не менее 65%, соотношение тарифных ставок крайних разрядов рабочих не менее 1:1,8, зависимость размера оплаты труда руководителей от эффективности работы организации и уровня средней заработной платы работников и другие.

Можно согласиться с мнением, что тарифное регулирование оплаты труда не самый совершенный вариант организации заработной платы, но пока другого, более эффективного и конструктивного механизма нет. Возможно, имеет смысл по опыту некоторых регионов в развитие отдельных положений Закона Ставропольского края "О социальном партнерстве" разработать и принять в крае закон, который бы определял правовые и организационные основы тарифного регулирования оплаты труда.

В. КАБАНОВ, начальник отдела министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края
«Несправедливая зарплата»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2002 года