06:00, 9 января 2002 года

Юрий Гонтарь революции не обещает, но серьезные изменения планирует

Чего ждать от новой Госдумы края, как сложатся отношения законодательного органа с исполнительной властью, когда наконец будет принят краевой бюджет – на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту "СП" отвечает председатель ГДСК Ю. Гонтарь.

– Юрий Афанасьевич, пост председателя ГДСК достался вам в серьезной борьбе. Как вы оцениваете свою победу, с каким настроением приступаете к работе?

– Вы правы, борьба и победа – эти два понятия наиболее точно отражают сюжет, сложившийся на первом заседании Думы. Не обошлось, конечно, без столкновения амбиций, ангажированности, но прежде всего это было соревнование идей, что, в общем-то, нормально. Хотя лично я хотел бы, чтобы слово "борьба" ушло из нашего лексикона, тем более применительно к Думе, и она стала исключительно законодательным, а не политиканствующим органом.

С каким настроением приступаю к должности? Рабочим, основанным на предчувствии того, что депутатам нынешнего созыва отведена очень важная роль, – осуществить прорыв в законодательном обеспечении более эффективного функционирования всего народно-хозяйственного комплекса Ставрополья. К сожалению, сегодня слово "депутат" звучит почти как имя нарицательное. Хотелось бы (и я это буду делать с первых шагов), чтобы все земляки ощутили и поняли, что такое настоящая законодательная власть, хотелось бы придать Госдуме края те значимость и роль, которые она заслуживает.

– Как вы оцениваете состав новой Думы? Ее уже окрестили Думой директоров...

– Действительно, в новом составе ГДСК подавляющее большинство депутатов – руководители крупных предприятий, учреждений, фирм. Но вряд ли сегодня это следует воспринимать в негативном контексте. За этими людьми стоит тот самый реальный сектор экономики, на возрождение которого мы надеялись долгие годы, целые отрасли. И я рассчитываю, что в Думе они будут представлять не личные, лоббистские, интересы, а интересы своих отраслей. Взять, например, топливно-энергетический комплекс в лице В. Зиновьева, гендиректора "Кавказтрансгаза", и Н. Ковалева, гендиректора ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз". Разве можно сказать, что в Думу пришли два директора? Нет, пришли представители важнейшей отрасли экономики. Или такие промышленники, как Письменный, Яшкунов, Плющенко, Рабочий... Мне кажется, очень важно и нужно иметь таких людей в законодательном органе края. И это его сильная сторона. Кстати, подтверждающая, что наступает другое время, в том числе и в экономике. Она нуждается в законодательном подкреплении, и, очевидно, этим также объясняется "вхождение во власть" ее представителей.

– С выборами в Госдуму края была связана почти вся политическая жизнь Ставрополья в прошлом году. Их итоги по-разному оцениваются, кое-кто трактует их как усиление позиций исполнительной власти. Как вы видите эту ситуацию? Как относитесь к тому, что в составе ГДСК, по сравнению с предыдущим, только один руководитель органа местного самоуправления, да и то теперь бывший? Как представляете дальнейшие взаимоотношения двух ветвей власти, поскольку лицо Госдумы края изменилось практически полностью?

– В том, что лицо Думы кардинально изменилось, я глубоко убежден. Это – первое. Второе. Две ветви власти должны четко знать и помнить: они равны между собой. И нет для них иного варианта сосуществования, кроме как взаимодействие, построенное на деловых взаимоотношениях, взаимном уважении. Пора наконец и той, и другой стороне максимально убрать из этих взаимоотношений политику, скоропалительные выводы в адрес друг друга. Считаю, что обе ветви власти должны избавиться от самой мысли ослабить одна другую. Победа одной власти над другой – такая победа хуже любого поражения.

Что касается глав муниципальных образований, по поводу участия которых в деятельности краевого законодательного органа было много споров, скажу так: хватит жить прошлым, ибо, как говорил Д. Карнеги, бессмысленно пилить опилки. Есть новая ситуация и новые задачи. Давайте их решать и двигаться вперед. У нас, с моей точки зрения, только один путь – воспользоваться пока благоприятно складывающейся общей экономической и политической ситуацией в крае, качественным составом нового созыва Думы, стремлением обеих ветвей власти к уважительной совместной работе и реализовать качественно новую эффективную государственную политику, главная цель которой - повышение уровня жизни ставропольцев. Именно это мы обещали, идя на выборы, и именно этого от нас ждут наши избиратели.

– Юрий Афанасьевич, в своем выступлении на первом заседании Думы вы говорили о необходимости повышения эффективности работы законодательного органа. Связан ли этот тезис с недавней информацией о готовящихся структурных изменениях ГДСК? Можно об этом немного подробнее? И, кстати, когда закончится формирование всех рабочих органов Думы, когда депутаты приступят к исполнению обязанностей в полном объеме?

– Ничего не хочу сказать о деятельности предыдущей Думы – у нее были свои задачи, свой курс. Но сейчас в стране и крае совершенно другая экономическая, социальная ситуация, нежели четыре и даже два года назад. А потому перед нынешней Думой стоят принципиально иные цели. Чтобы им соответствовать, от ГДСК требуется мобильность, принятие упреждающих законодательно-правовых мер по прогнозируемым задачам, ибо практика нашей деятельности, к сожалению, пока говорит о том, что мы законодательно запаздываем на вызов нового времени и новых проблем.

Под эти новые задачи будет выстроена принципиально по-другому и структура законодательного органа. Подчеркиваю, никакого революционного подхода, всего лишь здравый смысл и адекватные задачам меры. Но изменения и в самом деле предстоят существенные в том, что касается "конфигурации" комитетов, содержания их работы и уровня полномочий. Например, комитет по бюджету, налогам и финансам планируется преобразовать в комитет по бюджетной, экономической политике, собственности и инвестициям. У нас не было аграрного комитета. Теперь – в проекте комитет по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию. И это не просто смена названия. За каждой из формулировок стоит целое направление работы, приоритеты, которые ставит перед собой Дума. Так, комитету по социальной политике предполагается вменить работу с курортами, общественными организациями, защиту прав граждан. Это очень важный момент, поскольку в крае, по-видимому, предстоит ввести институт уполномоченного по правам человека. Планируется принципиально новый комитет по промышленности, строительству, энергетике и ЖКХ.

Каждый из комитетов будет увязан, по крайней мере, с двумя министерствами краевого правительства, другими управлениями и ведомствами. Механизмы взаимодействия продумываются, поскольку Дума не может работать в автономном режиме. В конце концов мы же законы не для себя делаем, а для создания поля деятельности исполнительной власти. Не скрою, под сильные задачи предстоит перестроить и аппарат Думы. И у комитетов, и у аппарата должны наконец появиться функции контроля за исполнением законодательства.

Впрочем, пока это лишь проекты. Они направлены сейчас всем депутатам для ознакомления. Окончательное же утверждение структуры предстоит на ближайшем заседании Думы.

– Юрий Афанасьевич, как бы вы сформулировали основные задачи Госдумы края на ближайшие пять лет, может быть, самые острые проблемы, которые хотели бы решить? Кстати, идя на выборы, некоторые из кандидатов предъявляли целый перечень законов, например, о миграции, уполномоченном по правам человека и т.д., которые, на их взгляд, новой Думе следовало бы принять в первоочередном порядке. У вас есть такой список?

– Кстати, закон о пресечении незаконной миграции (так он называется точно) – моя законодательная инициатива как депутата ГДСК прошлого созыва. Я не внес его накануне выборов, чтобы избежать спекуляций на тему предвыборного популизма. Но на самом деле это все действительно нужно делать.

Однако главная задача Думы состоит прежде всего в том, чтобы через законодательное создание условий реализовать то, что мы хотим, абсолютно по всему спектру хозяйственно-экономических, социальных проблем жизни края. У нас имеются громадные ресурсы экономического роста. Но не выработана стратегическая модель их реализации. Законодательно не определены приоритеты для направления бюджетно-финансового удара или мощной государственной поддержки, чтобы уже в ближайшие годы в стратегически важных и кризисных отраслях получить стабилизацию и рост.

И в первую очередь речь должна идти о сельхозпроизводстве, где по-прежнему в большинстве хозяйств остается сложная ситуация, о социальной сфере, в том числе в здравоохранении, особенно сельском.

Убежден, что именно нынешнему составу Думы в ближайшее время предстоит решать проблемы разграничения полномочий для всех уровней и ветвей власти. В разряде главнейших задач – целый блок вопросов по урегулированию взаимоотношений государственного и муниципального управления.

В крае существует, нарастает и обостряется проблема неравенства территорий, когда города, села, поселки имеют резко выраженные отличия в уровне их бюджетного обеспечения и уровне жизни. И в данном случае не сокращение, а усиление государственного влияния законодательной и исполнительной властей края на эту важнейшую проблему – проблему выравнивания социально-экономического развития территорий – представляется безальтернативным сценарием наших ближайших действий.

Нам не обойтись и без принятия особых мер государственной поддержки приграничных районов, где чрезвычайные условия становятся нормой проживания.

Предстоит также определиться и с сильной инвестиционной политикой, как собственными ресурсами, так и привлеченными извне. Мы подошли к решению новой и крайне необходимой задачи, которая состоит не в том, чтобы собирать и перераспределять финансовые ресурсы, а в повышении конкурентоспособности территориальных образований края, повышении инвестиционной привлекательности каждой территории. Требует модернизации бюджетный процесс. Пора переходить от раздачи денег к разделению полномочий на всех уровнях власти, решению вопросов организации госвласти на местном уровне, других сложнейших задач.

Вот только некоторые из того огромного комплекса проблем, которые должны стать предметом наших совместных с правительством решений на ближайшие годы.

– Кстати, о бюджете. Как скоро может появиться главный финансовый документ края на 2002 год, который уже начался? И чего ставропольцам от него ждать?

– Я знаком с основными параметрами бюджета-2002. Если коротко - хуже не будет. Будем стремиться сделать его максимально прагматичным. Хорошо было бы его получить в конце февраля. Как только сформируем рабочие органы Думы, нашей первоочередной задачей будет работа над бюджетом. Начало предстоит, по-моему, непростое...

– Следует ли ожидать от Думы сенсаций?

– А что вы понимаете под словом "сенсации"? Если усиление роли высшего законодательного органа края, его эффективности и продуктивности, то – да. А если сенсации в виде противостояния и различных "шоу", то – нет.

– Юрий Афанасьевич, и возвращаясь к политике. Председателя ГДСК – такова уж его служба – постоянно "пробуют" на прочность разные политические силы. Вы готовы к этому?

– Рассчитываю, что обойдется без "проб". К тому же я не новичок в профессиональном плане. Достаточно известны и мои черты характера, в том числе на случай "проб": никому не будет разрешено выходить за рамки дозволенного.

– Будучи заместителем председателя Госдумы края вы не скрывали своих политических убеждений. Ваши взгляды не изменились?

– По политическим воззрениям не воспринимаю любых радикалов – ни правых, ради либерализма положивших на рельсы отечественную экономику, ни левых, постоянно зовущих на баррикады. Считаю, пора перестать раскачивать политический маятник, пора в нашем благодатном крае просто начать обустраивать жизнь.

«Юрий Гонтарь революции не обещает,но серьезные изменения планирует»
Газета «Ставропольская правда»
9 января 2002 года