СЕГОДНЯ О НАС  СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ РЕКЛАМА ГОСТЕВАЯ КНИГА
дата
• Вашу руку, Александр Сергеевич!..
власти
• Депутаты вызывают огонь на себя
• Вице-премьер пошел на рынок...
безопасность
• Им теперь не страшен клещ
экономика
• Всего лишь пестрая масса?
общество
• "Лучший врач года-2002"
• Любовь земная
• "Шелковый путь" Ставрополья
• С чего начинается ... беспризорность
право и закон
• "Ваш вопрос решен: вам отказано..."
• СУДные времена
спорт
• Трудный первый шаг
• "Машук" создает задел
досуг
• Анекдоты
KavkazWeb

СУДные времена

Ефим КУЦ
kuts_jr@stapravda.ru

22 мая Государственная Дума России приняла новую редакцию закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", одобрил ее и Совет Федерации РФ.

О новшествах, которые привнесет закон в избирательный процесс, корреспондент "СП" беседует с председателем избирательной комиссии Ставропольского края Виктором ЛИМАНОВЫМ.

- Виктор Иванович, что нового по сравнению с прежним законодательством несет этот закон?

- Следует иметь в виду, что принятый закон еще должен быть подписан президентом РФ. Только после этого он вступит в силу. Главной причиной его появления стали случаи нарушения при проведении прошедших избирательных кампаний, использование правовых предписаний вопреки их смыслу и содержанию, что порождало неверие в действенность норм законодательства о выборах. Это стало вызовом законодателям, поставив перед ними задачу четче формулировать нормы и в необходимых случаях предусматривать меры ответственности за нарушения.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подвергся переработке, в нем устранены повторы, внутренние противоречия. В новой редакции закона предпринята попытка приблизиться к более четкому и краткому стилю изложения законодательного материала. Объем закона не уменьшился, ведь он дополнен нормами, направленными на усовершенствование правового регулирования отдельных институтов избирательного права, например, предвыборной агитации. И, пожалуй, главная его задача - разрешение коллизий в избирательном праве.

- Принятый закон во многом дает послабления для кандидатов на выборные должности. Сократилось число оснований для снятия претендента с предвыборной гонки, решение об отмене регистрации в качестве кандидата может принять только суд. С чем связаны столь лояльные нововведения, ведь нечестная борьба сегодня скорее норма, нежели исключение, а теперь таких претендентов "отсеять" будет еще сложнее?

- Вряд ли можно ожидать каких-либо послаблений. Закон гарантирует права как избирателей, так и кандидатов. Недостоверность представленных сведений может служить основанием для отказа в регистрации кандидату, отмены его регистрации или даже целого списка кандидатов. Такие нормы прописаны и в ныне действующем законодательстве. Практически все снятые с дистанции кандидаты или же претенденты на выборную должность, которым было отказано в регистрации в качестве кандидата, отстаивали свои интересы в суде. Теперь отказ в регистрации или ее отмена стали прерогативой судебных органов только при наличии в законе перечня признаков, позволяющих установить, что недостоверность сведений носит существенный характер.

- Виктор Иванович, в законе впервые расшифровывается понятие "фальсификация результатов голосования" и говорится об уголовной ответственности за это. Станет ли эта мера реальным заслоном для нечистых на руку кандидатов?

- Уголовным кодексом РФ (ст. 142) с 1996 года предусматривалась ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или результатов предварительного подсчета голосов. Но очевидно, что необходимо дополнительное обеспечение новых запретов и установлений мерами государственного принуждения. Нужна дифференциация санкций за нарушение избирательного законодательства и, самое главное, обеспечение неотвратимости их применения.

- Теперь значительно сокращены сроки избирательных кампаний. С чем это связано?

- Сокращение сроков связано скорее всего с практикой назначения выборов. Практика диктует новые подходы.

- Новый закон предполагает существенное усиление роли партий в выборном процессе. Каким именно образом это будет сделано?

- Первоочередной задачей в обновлении действующего законодательства было принятие федерального закона "О политических партиях", где подробно прописаны их права. Этот закон и новая редакция закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" содержат нормы, стимулирующие партии к участию в выборах. К примеру, одно из новшеств. Результаты предыдущих выборов могут учитываться при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственного и муниципального телерадиовещания. В отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям и блокам, кандидаты которых выиграли гонку или списки которых приняли участие в распределении депутатских мандатов, может быть предоставлен дополнительный как платный, так и бесплатный эфир, газетная площадь.

- Виктор Иванович, повлияет ли новый закон на общую картину выборов, можно ли говорить, что избиратель теперь защищен от "грязных технологий"?

- Как показывает мировая практика проведения выборов, избавиться от "грязных технологий" полностью невозможно. И новая редакция федерального закона - это скорее очередной, но не последний шаг на пути становления стабильного избирательного законодательства России.

- На федеральном уровне высказывается мнение о том, что выборы в региональные законодательные органы должны проводиться в том числе и по партийным спискам, чтобы народными избранниками становились не только "тугие кошельки", как это зачастую происходит, но и люди, отстаивающие идею. Насколько, по вашему мнению, перспективно внесение такого рода поправок в наше краевое выборное законодательство?

- Активизация партий и движений создает предпосылки для более широкого применения смешанной избирательной системы при проведении выборов, в том числе и в субъектах РФ. Закон оговаривает общие "правила игры" при выборах в законодательные (представительные) органы власти. Местным законодательством может быть установлен минимальный процент голосов избирателей, поданных за список, который необходим, чтобы он принял участие в распределении мандатов. Но в распределении должно участвовать не менее двух списков кандидатов, которые в совокупности получили бы не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Внесение поправок в краевое законодательство ограничивается, на мой взгляд, количеством депутатских мандатов. Их всего 25. Есть ли смысл их делить еще на две части?

 NEW! 
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ

Последний полет Ники

Союз наш творческий

Новая информация в разделах "Полезные ссылки" и "Мероприятия"


• Акция

"Откроем "Солнышко"!"


Подробнее...

зеркало дня

• Судьи получили удостоверения
• Идут на "мировую"
• Лидера назвала академия
• Чечня - это наша работа
• У Москвы - в фаворитах
• Кофи Аннан озабочен нашими городами
• Путевки от прокурора
• Есть хлеб,есть и прибавка
• Будут петь и кататься
• Всероссийский конкурс концертмейстеров
• На праздник в столицу
• Бесконечная тайна таланта

Отправь другу SMS!
ВЕСЬ АРХИВ
ИЮНЬ'02
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
МАЙ'02
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31      
 

Copyright © 2001, редакция газеты "Ставропольская правда". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.stapravda.ru обязательна
webadm@stapravda.ru