00:00, 7 декабря 2001 года

На этих листах оживает история

Из работ художников старшего поколения каждая имеет самостоятельную ценность и может послужить предметом длительного разговора. Невозможно не залюбоваться анималистическими листами со сценками из жизни животных В. Ватагина, глубоким знанием особенностей акварели Ю. Непринцева, проникнутых любовью к родной природе, остроэмоциональной ее характеристикой. В работах В. Сойфертиса - сатирика, бытописателя - нет портретов, всегда сюжет, его "Магазин детских головных уборов" - забавные от начала и до конца сценки примерки ребенком шляпок, забавный карапуз, забавная грузная мамаша в большом и длинном пальто...

Совсем по-другому выглядят сюжетные сценки у другого мастера детской темы - А. Пахомова: они наполнены тонким лиризмом, нежностью к детям. Вот ребенок заботливо обметает снег с пальто братишки ("С прогулки"), вот мать склонилась над своим маленьким сыном, отправляющимся в школу ("Проводы"), вот стройная учительница со своими воспитанниками "В хореографическом училище".

Сколько ни критикуй социалистический реализм, сколько ни поминай его предписанные государством идеологические схемы, но когда перебираешь эти листы, оживают сама история нашей страны, крупные достижения, которые были в те годы в искусстве вообще и в графике. Стоит посмотреть пять портретов Г. Верейского, хранящихся в наших фондах, - какой рисовальщик, какой зоркий физиономист! Великолепный автопортрет, портрет жены, портрет красавицы Елены Бенуа. За свою жизнь этот художник написал сотни, если не тысячи лиц - артистов, летчиков, ученых, военных, передав зрителю свою любовь к людям.

У художника П. Оссовского был любимый афоризм, почерпнутый им из проповеди преподобного Питирима: "Человек - это золотая монета, найденная в прахе. Ее надо очистить, и она заблестит". Оссовский действительно очищал свои модели от всего случайного, поверхностного. У нас хранятся нарисованные два мужских портрета - Кирилл Васальев и Петр Ефимов. Два человека простого труда, и сколько же достоинства, красоты в отчеканенных строгой линией лицах, фигурах, осанке! Оссовский, безусловно, тяготеет к монументальности. Недаром он копировал в Мексике росписи великих Сикейроса, Ороско, Риверу.

Сейчас в залах музея можно увидеть выставку еще одного замечательного старейшего графика В. Горяева. Известный иллюстратор произведений российской классики, здесь он предстает как автор интереснейшей Пушкинианы. Пушкин у него бодр, быстр, огнеглаз. Кудрявый красавец, который то бродит под ветром по петербургским мостовым, то отдыхает на диване, то думает о чем-то, глядя прямо в глаза зрителя. Рисунок резкий, с контрастами форм, словно тоже воплощает характер поэта - кипучий, страстный.

Из иллюстраций в коллекции хорошо представлены работы Ф. Константинова (1910 г.р.), ученика В. Фаворского. У нас есть его небольшие работы к шекспировским "Юлию Цезарю", "Генриху IV". За сорок лет напряженной творческой деятельности этот мастер создал галерею образов - героев Д. Чосера, В. Шекспира, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ш. де Костера, Ф. Достоевского.

Интересны акварельные иллюстрации к "Детству" М. Горького, автором которых является Б.А. Дехтерев (1908 г.р.). Художник состоял в переписке с Горьким, и писатель давал ему советы, как изобразить тот или иной персонаж. Все они очень достоверно костюмированы, типажно точны, объединены в удачные композиции, отражающие мещанский быт Поволжья горьковского периода.

Среднее поколение графиков, чья деятельность приходилась на расцвет искусства гравюры, эстампа, также широко представлено в нашей коллекции. В 60-е годы в различных городах России появилось более 15 графических комбинатов, которые с помощью местных отделений Союза художников производили и тиражировали произведения граверов столицы и провинции. Среди этих работ получили общественное признание листы о Киргизии Л. Ильиной (из которых у нас хранятся знаменитые "Делегатки из Тянь-Шаня"), "Две матери" А. Бородина.

На примере коллекции графики музея можно увидеть всю нашу страну: вот В. Петров пишет Чукотку, Г. Рябоконь - тундру и ее обитателей, В. Пензин среднюю полосу России, О. Почтенный, Г. Захаров, Г. Ефимочкин - Москву, Ленинград, пригороды столиц. Есть здесь и этнографические листы, и работы, посвященные архитектурным памятникам, и бытовые зарисовки из жизни интеллигенции 60-80-х годов, и индустриальный пейзаж. Замечательны работы А. Ушина, проникнутые романтикой лесных и городских пейзажей, выполненные с безукоризненным композиционным чутьем, на едином порыве, своим настроением напоминающие лирические стихотворения русских поэтов.

Тему войны затрагивают многие художники, но обращают особенное внимание листы В. Тамбовцева, основанные на стихах О. Берггольц. Они проникнуты поистине пророческим голосом поэтессы, зовущей к победе, не дававшей заснуть, умереть голодным и окоченевшим людям в блокадном Ленин-граде. Тамбовцеву удалось передать дух ее слова, насытить его изобразительными метафорами.

Хорошо представлена графика Ставропольского отделения Союза художников. Здесь и классический рисунок Г. Киракозова, и сложные композиции рано умершего Ю. Сивоконя, и загадочные работы гениального юноши С. Мягких. Из кисловодских художников мы имеем лирические многоцветные офорты А. Гайдина, чудесные этнографические зарисовки Ю. Багдасарова, романтические пейзажи Ю. Хрипунова. Интересные работы братьев С. и В. Маценко олицетворяют какое-то новое направление в графике, сближающееся с авангардистскими течениями в искусстве. Мы можем порадовать зрителя и веселым искусством карикатуристов А. Вязникова, Кукрыниксов (И. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), а также оригинальными образцами плаката. В настоящее время, к сожалению, возможности показа графики ограничены: музею не хватает экспозиционных площадей. Но после окончания ремонтных работ нового корпуса мы сможем развернуть хорошую экспозицию современной графики, и тогда ставропольчане смогут полнее познакомиться с нашей коллекцией.

С. БАРЕР
«К 40-летию краевого музея изоискусств»
Газета «Ставропольская правда»
7 декабря 2001 года