00:00, 6 декабря 2001 года

Последняя любовь

Народ в зале заседаний ПСК собрался понимающий: помимо замов самого А. Черногорова, присутствовали руководители различных министерств и ведомств, должностные лица администрации Ставрополя и депутаты гордумы, директора предприятий, руководители учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций краевого центра. Общее наблюдение: губернатор с командой, говоря о недостатках в функционировании городского хозяйства (а речь шла о подведении итогов уходящего года), старались сдержать эмоции и "не перегнуть палку", а ставропольский актив в своих выступлениях и ответах на критику акцентировал внимание на том благотворном влиянии, которое оказывает на решение городских проблем забота краевых властей. При этом слова "люблю", "взаимопонимание" и "не враги" звучали довольно часто.

Напомним, что потепление в отношениях губернаторской команды и администрации Ставрополя началось в мае этого года. А. Черногоров, недавно избранный на второй губернаторский срок, собрал тогда депутатов Ставропольской городской Думы, чтобы "раскрыть им глаза" на тот негатив, которым оброс краевой центр в период правления их градоначальника. А. Черногоров преследовал вполне определенную цель, которая, однако, в силу различных обстоятельств не могла моментально претвориться в жизнь, но зато вылилась в значительное усиление влияния краевого правительства на городские дела.

Отметим некоторые аспекты этого влияния, озвученные самим А. Черногоровым на вторничной встрече с активом города. В августе был утвержден План мероприятий по взаимодействию министерств, управлений и комитетов края с администрацией Ставрополя по улучшению социально-экономического развития краевого центра на 2001 год. (Координатор по организации выполнения этого документа - заместитель председателя ПСК Н. Пальцев). Само рождение Плана, надо признать, является прецедентом для России, в регионах которой государственная власть и местное самоуправление традиционно "воюют" друг с другом. Эта "война" во многом основывается на противоречиях, заложенных в действующем законодательстве: требуется, например, четко разграничить предметы ведения и полномочий между федерацией, органами госвласти субъектов РФ и местным самоуправлением, чем сейчас и занимается спецкомиссия администрации президента. Кстати, Ставрополье в числе первых подготовило пакет конкретных предложений для этой комиссии.

План, о котором мы ведем речь, действует столь малое время, что пока трудно говорить о каких-то глобальных результатах. Однако подвижки есть: в Ставрополе ликвидированы 43 мусорные свалки, упорядочивается стихийная торговля, ряду крупных предприятий оказана господдержка (субсидирование процентных ставок по банковским кредитам из краевого бюджета), разрабатываются планы строительства, в т. ч. и автодорог.

Однако многие проекты так и остались на бумаге, что вызвало недовольство губернатора. Например, предполагалось передать из муниципальной в краевую собственность инфекционную больницу и родильный дом, которые из-за отсутствия у города денег находятся в ужасающем состоянии, требуют ремонта (и, кстати, не только они). Однако вопрос так и не решен. В результате краевой бюджет при всем желании не может финансировать муниципальные объекты.

- Основой любви является взаимность, - заметила зампред ПСК - министр финансов края Т. Погорелова. - Нужны конкретные шаги города в согласовывании действий в использовании финансовых ресурсов и налогооблагаемой базы. За одиннадцать месяцев Ставрополю из краевого бюджета было направлено 102 млн. рублей на погашение задолженности по детским пособиям. А сам город, получив сверхплановые доходы в сумме 104 миллиона, направил на "детские" - нуль!

Критика, прозвучавшая из доклада другого заместителя председателя ПСК - министра ЖКХ, строительства и архитектуры края Ю. Тыртышова, носила еще более жесткий характер. Он привел множество примеров нарушений дисциплины градостроительства, в т. ч. и в выделении земельных участков. Бывает, что капитальные здания (например, в 3 этажа) регистрируют как "временные". как грибы растут автостоянки и заправки, а между тем в городе все 14 спортивных школ не имеют собственных спортивных сооружений. Особенно министр настаивал на немедленном решении вопроса о подписании между властями Ставрополя и края соглашения о совместном сотрудничестве по застройке города.

Губернатор, отметив ряд положительных сдвигов в экономике Ставрополя, обозначил многие проблемы, которые традиционно портят "лицо города". Например, рынки работают... убыточно. А между тем в Минске всего 3 рынка обеспечивают 40% от всех поступлений в бюджет.

По мнению А. Черногорова, реформирование сложившейся системы управления (упразднение районных администраций Ставрополя) не улучшило ситуацию. И, кстати, по этому вопросу с губернатором был солидарен председатель Ставропольской городской Думы С. Муратов, сказавший, что "реструктуризация города не принесла результатов, районные структуры обезглавлены, нет финансов и ресурсов. Я не разделяю тут политику Кузьмина...".

Вместе с тем С. Муратов отметил, что городская Дума приостановила новую программу приватизации, реагирует на жалобы по застройке (многие постановления отменены), пытается "развязать" транспортную проблему.

Первый заместитель главы Ставрополя И. Тимошенко акцентировал внимание собравшихся на том, что противоречия между городом и краевой властью накапливались годами и в этом вина не только города. Проблемы нужно решать. "С цифрами где-то можно поспорить, но в целом вы правы", - сказал И. Тимошенко губернатору.

На совещании было множество и других выступлений, звучали конструктивные предложения и пожелания продолжить сотрудничество и в следующем году. Ведь у Ставрополя столько накопилось проблем, что без доброго отношения и помощи краевых властей, в т. ч. и финансовой, решить их не под силу.

Встреча убедила всех во мнении, что Ставрополь сегодня действительно последняя любовь губернатора. По крайней мере, пока не выздоровеет.